НОВОСТИ СВЯЗИ    МТС - новости    БИЛАЙН - новости    МЕГАФОН - новости    ТЕСТЫ    СТАТЬИ - ОБЗОРЫ    
МЕЛОДИИ

 ГЛАВНАЯ 
 НОВОСТИ 
 МЕЛОДИИ 
 ТЕЛЕФОНЫ 
 ИНСТРУКЦИИ 
 ССЫЛКИ 


НОВОСТИ СВЯЗИ

Региональная альтернатива


Автор: Nik
Дата публикации: 15/12/2002
Категория: НОВОСТИ СВЯЗИ    Версия для печати

  Бизнес московских альтернативных операторов разрастается за пределами МКАД. В региональную инфраструктуру вкладываются все большие деньги. Однако большому региональному походу "альтернативщиков" мешают непростые отношения с местными телекоммуникационными компаниями и конкуренция с операторами ведомственных сетей.

Исходящий бизнес

Столичные операторы пытаются осваивать региональные рынки уже не первый год. Многие крупные компании, такие как "Комстар", "Коминком-Комбеллга", Equant, начали создавать региональные филиалы и заниматься проектами за пределами Москвы еще середине 90-х годов. Более молодые игроки пришли в регионы после кризиса 1998 года: например, оператор "Корбина-Телеком" работает в регионах только второй год. Но в чем "альтернативщики" едины, так это в видении перспективы: рынок за пределами Московского региона, особенно крупных городов, будет ими осваиваться, как только позволят конъюнктура, ресурсы и законы.

До недавнего времени бизнес московских компаний в регионах чаще всего ограничивался предоставлением абонентам каналов междугородной и международной связи. Представительство оператора занималось сбором такого трафика, а затем, пользуясь каналами "Ростелекома" или "Транстелекома", передавало их на свой московский коммутатор. Передача трафика до сих пор остается наиболее выгодным "региональным" бизнесом. Операторы не любят об этом говорить, однако, по данным Ъ, с каждого регионального номера компания в среднем получает почти такой же доход, как и в столице,– чуть меньше $60 в месяц.

Сейчас стратегия меняется: операторы меняют оборудование своих сетей и строят новые линии, рассчитанные на предоставление мультисервисных услуг: IP-телефонии, видеоконференций, доступа в интернет. По мнению вице-президента компании "Корбина-Телеком" Олега Малиса, пока такие услуги в регионах будут приносить операторам меньший доход, чем голосовой трафик,– около 5%. "Однако,– считает господин Малис,– рынок будет развиваться по мере продвижения в регионы крупных столичных компаний. Соответственно, по мере становления региональных филиалов банков, торговых сетей, сотовых операторов спрос на услуги будет расти". Таким образом, модернизируя сети, операторы делают задел на будущее. Та же "Корбина", например, открыла в сентябре этого года в Перми свою мультисервисную сеть, вложив в нее около $250 тыс. По словам господина Малиса, капиталовложения в новую систему связи будут увеличиваться по мере роста спроса.

Осваивать региональный рынок и вкладывать деньги в "местную" инфраструктуру московские компании заставляет то, что большинство крупных корпоративных клиентов в столице уже охвачено их услугами. И искать новых абонентов с каждым годом становится все труднее. Пока московский рынок растет – по данным "Коминфо-Консалтинг", примерно на 10-15% в год (в денежном выражении). Однако регионы значительно опережают его по темпам роста – в крупных городах он составляет 20-25% в год. Поэтому альтернативные операторы не скрывают: бум подключений новых абонентов в Москве, пик которого наблюдался до 1998 года, теперь вспоминается как счастливое время.

По усредненным данным, собранным из разных источников, суммарный оборот филиалов столичных компаний за пределами Москвы и ближнего Подмосковья составляет $150-200 млн в год. Согласно результатам опроса крупнейших корпоративных пользователей делового сектора, проведенного компанией "Коминфо-Консалтинг" в 40 городах России, лидерами по упоминаемости среди "москвичей" являются компании "Эквант", "Голден Телеком", "Роснет" и "Коминком-Комбеллга". В некоторых регионах, например в Краснодарском крае, к этому списку добавляется "Комстар".

Происки конкурентов

Массовое выдвижение из столицы в регионы и других участников рынка стало бы логичным развитием бизнеса операторов, однако этого до сих пор не происходит. Главные причины – непростые и пока плохо поддающиеся законодательному регулированию отношения с местными предприятиями электросвязи, а также конкуренция со стороны так называемых ведомственных операторов.

Последние изначально создавались для удовлетворения технологических потребностей той или иной отрасли, однако сейчас развивают коммерческую деятельность, ориентируясь на услуги для корпоративных клиентов (например, территориальные управления компании "Газсвязь", дочернего телекоммуникационного предприятия "Газпрома", активно работают с деловым сектором). Особую активность ведомственные операторы проявляют, например, в нефтедобывающих регионах: в тех населенных пунктах, для которых отраслевые предприятия являются "градообразующими", их доля может достигать 30-40% общего объема рынка. Такое происходит, например, в Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе, где активно работает оператор спутниковой связи "Газком", еще одна "дочка" "Газпрома". Как показывает опыт, корпоративные абоненты просто выпадают из числа клиентов альтернативных операторов. Более того, многие крупные холдинги, например "Роснефть", в последние два-три года практически отказались от услуг местных операторов в регионах, сочтя целесообразным строить свои сети. Любопытно, что ведомственные операторы обслуживают гораздо больший процент населения, чем альтернативные: в среднем 32% их абонентов – владельцы жилья; для альтернативных операторов эта цифра – 22% (см. график). Во многих населенных пунктах Сибири и Крайнего Севера ведомственные операторы – единственные поставщики услуг как местной, так и дальней связи.

Не исключено, что уже в ближайшее время у московских компаний в регионах появится еще один конкурент: местные предприятия электросвязи – дочерние компании холдинга "Связьинвест". Сейчас они активно строят мультисервисные оптико-волоконные сети. Примерно месяц назад их уже ввели в строй "Центртелеком" и "Уралсвязьинформ". Реализуя капиталоемкие проекты (так, строительство сети "Центртелекома" стоило около $10 млн), компании намереваются предоставлять традиционный набор "альтернативных" услуг: широкополосной доступ в интернет, видеоконференции, IP-телефонию. В "Связьинвесте" подчеркивают, что рынок услуг, на котором представлены альтернативные операторы, также очень интересен его дочерним компаниям. Однако сами альтернативные операторы считают, что мирного сосуществования с региональными предприятиями электросвязи не получится. "Безусловно, у дочерних предприятий 'Связьинвеста' есть все шансы занять лидирующие позиции в регионах,– утверждает Дмитрий Дронов из 'МТУ-Информ'.– Они могут составить очень серьезную конкуренцию столичным операторам".

Говорить о завоевании корпоративного рынка "дочками" "Связьинвеста" говорить пока преждевременно. Но трудности при взаимодействии с предприятиями холдинга у альтернативных операторов возникают уже сейчас. Участники рынка и аналитики подчеркивают: доступ к сетям общего пользования предприятий электросвязи, а также использование альтернативными операторами их номерной емкости сопряжены с массой проблем. "Самая серьезная проблема (московских компаний в регионах.– Ъ) – противодействие со стороны местных предприятий-монополистов,– говорит вице-президент компании 'Корбина-Телеком' Александр Малис.– В этой борьбе во многих регионах грубо и открыто нарушается законодательство, как антимонопольное, так и в области связи. Тарифы на пользование сетевыми ресурсами, которые должны быть равными для всех операторов, на деле оказываются ниже для 'своих' компаний. Присоединение сетей на местном уровне к сети связи общего пользования до сих пор труднейшая задача любого альтернативного оператора". По мнению господина Малиса, отношения альтернативных операторов с местными компаниями электросвязи может улучшить новый закон "О связи". "Он лучше, чем предыдущий регламентирует отношения между присоединяющим и присоединяемым оператором, однако многое определяется подзаконными актами, которых еще никто не видел". "Я согласен с тем, что после принятия закона 'О связи' решать проблему взаимодействия с сетью общего пользования операторам станет легче,– говорит Александр Савчук из 'Коминфо-Консалтинг'.– Но останется вторая, не менее острая проблема. Для того чтобы альтернативный оператор мог наращивать клиентскую базу, с той же скоростью должна наращиваться емкость присоединения к сети общего пользования. Часто увеличить емкость можно, только переоборудовав тот или иной узел сети общего пользования. Таким образом, альтернативному оператору придется делать капиталовложения уже не в собственную сеть, а в сеть регионального предприятия электросвязи".

ВАЛЕРИЙ КОДАЧИГОВ
Источник: "КоммерсантЪ"


с уважением, Nik.
Статьи по теме:



страницы: 1
 
Наши друзья

РЕКЛАМА