НОВОСТИ СВЯЗИ    МТС - новости    БИЛАЙН - новости    МЕГАФОН - новости    ТЕСТЫ    СТАТЬИ - ОБЗОРЫ    
МЕЛОДИИ

 ГЛАВНАЯ 
 НОВОСТИ 
 МЕЛОДИИ 
 ТЕЛЕФОНЫ 
 ИНСТРУКЦИИ 
 ССЫЛКИ 


НОВОСТИ СВЯЗИ

"Трубки" выходят из тени


Автор: Nik
Дата публикации: 30/12/2002
Категория: НОВОСТИ СВЯЗИ    Версия для печати

  Доля "серого" импорта на рынке мобильных телефонов уменьшается

Одной из самых острых коллизий на российском потребительском рынке последние несколько лет является проблема "серого" импорта аппаратов мобильной связи. В печати можно найти сообщения, что примерно две трети всех ввозимых в Россию мобильных телефонов импортировались с тем или иным нарушением закона.

По мнению менеджера по поддержке продукции в России и СНГ компании Motorola Андрея Быченко, главной причиной появления "серого" импорта является то, что в Западной Европе розничная цена мобильного аппарата часто ниже фабричной. Крупнейшие операторы сотовой связи в развитых странах субсидируют продаваемые телефонные аппараты, стремясь привлечь абонентов. Это давало российским импортерам возможность покупать большое количество аппаратов в Европе в розничной сети, затем "на коленке" менять их программное обеспечение и ввозить в Россию. Этому типу "серого" импорта способствовали слабость государственного контроля, недостатки действующих в России процедур сертификации импортной продукции, а также неразборчивость населения, которое обращает внимание прежде всего на цену телефона. Между тем, по мнению Быченко, именно население и страдает от такого импорта в первую очередь: аппарат, чье программное обеспечение было уже один раз взломано хакерскими методами, хорошо работать не будет.

Импортеры, пользуясь различными уловками, занижают таможенную стоимость своих телефонов. По свидетельству сотрудников Государственного таможенного комитета, у разных компаний декларируемая стоимость телефонов одной и той же модели может различаться в разы. Некоторые импортеры создают смешанные партии телефонных аппаратов, состоящие как из "серых", так и из официально закупленных "трубок".

С точки зрения таможенного законодательства основным способом провоза "серых" мобильников в Россию до последнего времени являлось использование таможенных льгот физических лиц. Теоретически эти льготы должны были работать на обогащение челноков. Но фактически на них наживались крупные карго-фирмы, которые разбивали ввозимый товар на мелкие партии и каждую партию оформляли на подставное лицо. Ввозимые по такой схеме мобильники и компьютерные процессоры облагались таможенными пошлинами по меньшей ставке, чем товары "белых" импортеров, которые подобными хитростями не пользовались.

Еще в 2000 году пять крупнейших производителей "трубок" - Motorola, Ericsson, Siemens, Samsung и Philips приняли совместное обращение к российским государственным органам с призывом принять меры против "серого" импорта. Однако государство на помощь законопослушным импортерам не спешило, и компаниям пришлось предпринимать собственные меры. Например, компания Ericsson вообще отменила мировую гарантию на последние марки телефонов. Это значит, что гарантийный ремонт абонент сможет осуществлять лишь в той стране, где этот телефон был куплен.

"Авторизованные сервисные центры Nokia в России дают гарантию только на обслуживание телефонов, официально ввезенных в страну", - заявил корреспонденту "НГ" Мик Тойвонен, менеджер по продажам в странах СНГ компании Nokia Mobile Phones.

В департаменте мобильных сетей связи и передачи информации компании Siemens корреспонденту "НГ" сообщили, что в целях защиты интересов российского потребителя от некачественного оборудования руководством департамента совместно с органами сертификации РФ было принято решение о сертификации исключительно российских производственных серий мобильных телефонов Siemens - то есть телефонов, адаптированных для российского рынка, телефонов с русским программным обеспечением, настройками на российских операторов, гарантийным талоном и т.д. Таким образом, телефоны европейских или азиатских производственных серий не имеют сертификатов и соответственно не разрешены к продаже на территории РФ. Разумеется, официальное сервисное обслуживание осуществляется только для сертифицированного оборудования, "серые" телефоны бесплатно не ремонтируются.

Наконец с 1 октября этого года льготы для челноков были отменены (объявлено об этом было еще летом). По словам Мика Тойвонена, "российские власти в лице Таможенного комитета, Госсвязьнадзора и Торговой инспекции достигли определенных успехов в действиях по усилению мер против "серого" импорта". Как заявил "НГ" менеджер компании Samsung Electronics Дмитрий Кузнецов, "безусловно, меры инспекционного и карательного характера - проверки наличия всех необходимых документов в торговых точках при проведении таможенной очистки и т.п. - приносят свои результаты".

Все это в совокупности вроде бы стало приводить к тому, что "серый" импорт начал отступать.

Если раньше, по оценкам Motorola, на "серые" телефоны приходилось от 60 до 70% рынка, то в этом году их доля несколько уменьшится - примерно до 40-50%. Более значительное уменьшение произошло в конце года, после отмены таможенных льгот. По оценкам Siemens, доля "серых" поставок (по всем брэндам) в последнем квартале 2002-го сократилась примерно вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2001 года.

Все опрошенные "НГ" эксперты считают, что сам российский потребитель за последнее время стал более цивилизованным и обращает внимание уже не только на цену, но и на качество. Прежде всего это касается рынка Москвы, где покупатель более искушен. По словам Дмитрия Кузнецова, "все больше игроков рынка отказываются от использования "серых" схем. Причем переход на работу только с легально поставляемой продукцией, как правило, носит публичный характер. Дилеры стремятся заявить и довести до конечных пользователей, что их товар из надежного источника, что у них "все по-честному".

Константин Фрумкин
Независимая газета


с уважением, Nik.
Статьи по теме:



страницы: 1
 
Наши друзья

РЕКЛАМА