Cерый мобильный цвет
Автор: Nik
Дата публикации: 20/12/2002
Категория: СТАТЬИ - ОБЗОРЫ Версия для печати
«Смешные цены!», «Сегодня по три, завтра – по пять!», «Мобильный телефон GSM всего за $29!».
Наверняка вам не раз приходилось слышать и видеть подобную рекламу.
А вы никогда не задумывались, разве может современный сотовый телефон стоить так дешево? Почему же тогда отечественный рынок забит недорогими аппаратами? Откуда такая «смешная» цена?
Ответ на эти вопросы скрыт в способе поставки мобильных телефонов на российский рынок. Схема довольна проста. Компания-оператор сотовой связи заключает выгодный контракт с производителем сотовых телефонов, который продает ей большую партию аппаратов по низкой цене. Оператор продает телефоны на своем рынке, зачастую по ценам ниже цены производителя, чтобы привлечь клиентов. Но иногда оператор не прочь продать некоторую часть телефонов какой-либо иностранной компании, чуть подняв цену, но оставляя ее вполне привлекательной. Выгода обоюдна – оператор выиграл на разнице в цене (продал дороже, чем купил у производителя), а покупатель заплатил меньше, чем если бы покупал напрямую у производителя. Таким вот образом дешевые трубки и попадают в Россию – в обход производителя телефонов. Отсюда, кстати, и логотип иностранного оператора на телефоне.
Казалось бы, все довольны: и дешево, и доступно. Однако…
Производитель сотовых телефонов, прежде чем продать партию аппаратов оператору, прописывает в каждом из них так называемый SPLock (Service Provider Lock) – код, секретную комбинацию цифр (для каждого оператора разную), позволяющую пользоваться телефоном только в сети данного оператора (сказанное относится к сетям GSM). Для того чтобы телефон мог использоваться в сетях других операторов, эту самую комбинацию, или блокирующий код, необходимо удалить.
Способов удаления SPLock-кода немного. Обычно продавцы сотовых телефонов «перепрошивают» память аппарата с помощью специального программного обеспечения, тем самым затирая код блокировки. Или же перепаивают микросхемы телефона.
А теперь – судите сами: программное обеспечение производителем телефонов не лицензировано, соответственно и надежность работы аппарата им не гарантируется. При снятии блокировки с телефона программное обеспечение может быть нарушено, после чего трубка рискует прийти в полную негодность или постоянно «глючить».
Перепайку микросхем производитель опять же не приветствует, а когда дело поставлено на поток (разблокируются огромные партии телефонов), слово «качество» по отношению к подобной операции не применяется вовсе. Вот и выходит, что на сотовый телефон, попавший на российский рынок обходным – «серым» – путем и продающийся буквально за бесценок, гарантийные обязательства производителя не распространяются. В этом случае гарантию может дать только продающая организация. Если же она – всякое ведь случается! – прекратит свое существование, вместе с ней исчезнут и обязательства. «Растворяются в пространстве и во времени» обычно маленькие магазинчики, располагающиеся в полуподвальных помещениях или в офисах бизнес-центров.
Как же отличить «нормальный» телефон от «проблемного»?
Обычно «операторские» телефоны продаются не в фирменной упаковке производителя, а в больших красочных картонках с надписями, которые почти все относятся к какому-нибудь оператору сотовой связи, а вовсе не к производителю; либо в упаковке, вообще не имеющей надписей. «Оператор-ский» телефон выдают и логотип оператора на его корпусе, например: D2, Vodafone, Orange, One to One, AT&T, Telefonica, TIM, Eurotel и др., и рекламные наклейки, и отсутствие фирменной инструкции.
Что же касается «серых» телефонов, попавших в Россию в обход официальных каналов (провезенных в карманах, чемоданах или по подложным документам), то распознать их несколько сложнее. Рынок мобильной связи еще довольно молод, потребитель чаще останавливает свой выбор на меньшей цене, закрывая глаза на туманное прошлое телефона, а государство не осознало, сколько миллионов зелененьких долларов ежегодно проплывает мимо него в виде неуплаченных таможенных пошлин. К тому же, с технической точки зрения, «серый» аппарат совершенно «нормален», единственное – часть производителей не поддерживает мировую гарантию, и, как следствие, гарантийный ремонт производится только в стране приобретения. Иногда, правда, заявляется, что аппараты, произведенные для России, имеют особенные заводские настройки, однако MN существенных отличий в эксплутационных показателях не обнаружил.
За редким исключением, официально ввезенная в Россию трубка должна иметь:
- русифицированное меню;
- оригинальную инструкцию на русском языке, изготовленную типографским способом;
- нотариально заверенную копию сертификата соответствия Минсвязи, Госстандарта, гигиенического сертификата (всего 3 вида на каждую модель телефона);
- у большинства производителей на корпусе аппарата, под аккумулятором, должна быть наклейка сертификата соответствия ССЭ, такая же наклейка должна быть и на коробке.
Помимо этого, в аппаратах Ericsson, начиная с модели T28s, обязательно должен присутствовать гарантийный талон авторизованного сервисного центра. Обратите внимание и на наличие дробной черты после кода, расположенного под аккумулятором, например: KRC 114 xxxx/xx; если она есть, значит, аппарат был изготовлен для какого-то определенного оператора.
Трубки Motorola на корпусе под аккумулятором имеют специальный номер SExxxxxxUx, в котором буква «U» указывает на то, что телефон был произведен для продаж в России и странах СНГ. На заднюю крышку аппарата наносится серийный номер (MSN), по которому можно узнать дату его производства (сайт www.mot.ru) поможет правильно ее определить). Дата изготовления позволит прикинуть, «настоящий» он или «серый». «Настоящий» аппарат появляется на прилавках приблизительно через 2 – 4 недели после официального «рождения». Тот же сайт подскажет, как определить дату производства аккумулятора.
Талон на гарантийное обслуживание последних моделей Alcatel заверяется штампом компании «МСС-Спектрум».
У подлинных аппаратов Philips знаки ССЭ и РСТ выполнены либо на голографических наклейках, либо заводским способом. Заверяет подлинность трубочек гарантийный талон Philips.
Коробку Panasonic’ов, выпущенных для России, отличает наклейка со спецификацией, где после названия модели в знаковом индексе обязательно присутствуют буквы «RU», для Украины обязательно присутствуют буквы «UA». Такие модели непременно должны иметь и гарантийный талон Panasonic, изображение которого присутствует в корпоративной рекламе компании. Наклейка ССЭ под аккумулятором из-за маленьких размеров аппарата может и отсутствовать.
Компания Siemens поддерживает мировую гарантию, и при наличии документов, подтверждающих легальность приобретения аппарата, он будет принят к обслуживанию сервис-центром Siemens – с той лишь разницей, что начало гарантийного срока будет исчисляться с момента изготовления, а не с момента продажи. Дату изготовления можно узнать из кода, нанесенного под крышкой аккумулятора. Так, аппарат, выпущенный в мае 1998 года, маркируется кодом К5, где буква обозначает год изготовления (К – 98, L – 99, M – 2000, N – 2001), а цифра – месяц.
Телефоны производства Nokia, Benefon, Samsung никаких дополнительных отличий от «проблемных» не имеют. Что же касается производителей, чья продукция менее распространена в нашей стране, то перечисленные признаки операторских телефонов действительны и для них, а вот по выявлению «серых» никаких дополнительных рекомендаций пока дать нельзя
Copyright (C) Журнал "Mobile News Review"
с уважением, Nik.
Статьи по теме: