Связь фиксированная и мобильная
Автор: Nik
Дата публикации: 28/12/2002
Категория: СТАТЬИ - ОБЗОРЫ Версия для печати
Уходящий год принес серьезные качественные изменения в один из самых зрелых и динамично развивающихся рынков — рынков телекоммуникаций (фиксированная связь, мобильная связь, интернет—провайдинг).
В сфере фиксированной связи произошло главное событие на российском телекоммуникационном рынке общегосударственного масштаба — реформа холдинга «Связьинвест», контролирующего большую часть телефонных линий страны. В результате реорганизации 72 оператора местной телефонной связи объединены в 7 межрегиональных компаний. 30 ноября завершена юридическая процедура объединения телекоммуникационных компаний Центрального, Сибирского и Волжского регионов в три межрегиональные компании; «Центртелеком», «Сибирьтелеком» и «Волгателеком». Ранее, 31 октября, операторы Северо—Западного региона были объединены в «Северо—Западный Телеком», а операторы юга России — в Южную телекоммуникационную компанию. 30 сентября состоялось объединение компаний Урала и Дальнего Востока — в «Уралсвязьинформ» и «Дальсвязь». Цель реформы: повышение инвестиционной привлекательности «Связьинвеста», повышение ликвидности акций его дочерних компаний и выстраивание более эффективной и современной схемы управления компаниями. За всем этим стоит еще одна задача, которую, правда, руководители «Связьинвеста» стараются не оглашать: холдинг намерен своей укрупненной мощью потеснить на рынке многочисленных альтернативных операторов связи.
Дело в том, что под контролем холдинга, владеющего 90% телекоммуникационной инфраструктуры России, сейчас находится не более половины всего рынка.
Региональные «Электросвязи» сосредоточились на обычной проводной телефонной связи, а новые высокодоходные инвестиционно—привлекательные секторы — доступ в Интернет, сотовая связь, цифровая телефония по выделенным каналам и т. д. — оказались в руках частных компаний. Крупные операторы должны исправить эту ситуацию. Стоит отметить, что простых пользователей на данный момент больше всего интересует качество связи. Старые изношенные телефонные сети не позволяют обеспечить более или менее приличный уровень передачи голосовых данных (не говоря уж о мировых стандартах). Между тем, руководство компании пока больше озабочено предстоящим введением «повременки». Модернизация инфраструктуры в ближайших планах объединенных компаний не значится.
По динамике развития рынок альтернативной фиксированной связи сейчас уступает только рынку сотовой телефонии. Причем почти весь он сосредоточен в столице. По оценкам Министерства по связи и информатизации, обороты столичных альтернативных операторов достигли 625 млн. долларов — это почти 13% всего российского рынка связи. В последний год «альтернативщики» сумели серьезно потеснить МГТС. Крупнейшими игроками на столичном рынке альтернативной фиксированной связи остаются Golden Telecom, «МТУ—Информ», «Комстар» и «Комбеллга». В этом году значительно усилила свои позиции компания Golden Telecom. В начале года она окончательно увела с рынка торговую марку «Ситилайн» и начала предоставлять массовые интернет—услуги под брэндом «РОЛ». А летом этого года GT стала стопроцентным владельцем компании «Совинтел», купив недостающие 50% у общенационального оператора «Ростелеком». Напомним, что холдинг также владеет компанией «Телеросс», имеющей сети в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и точки присутствия еще в более чем 20 городах РФ, в том числе в Екатеринбурге, Самаре, Владивостоке и Новосибирске. В будущем бизнесы «Совинтел» и «ТереРосс» планируется объединить.
Впрочем, некоторые события позволяют говорить о том, что лидерство Golden Telecom в скором времени может быть оспорено. Как недавно заявил Александр Гончарук, президент холдинга «Система Телеком», владеющего контрольными пакетами акций в компаниях «МТУ—Информ», «Телмос», «Голден Лайн» и «МТУ—Интел», эти операторы скоро собираются объединить свои бизнесы под одной маркой. А если «Системе» удастся присоединить к этому «супероператору» еще и «Комстар» («Система» контролирует пока 50% оператора), то у телекоммуникационного гиганта GT появится сильный конкурент. Очевидно, что обороты объединенных компаний намного превысят оборот Golden Telecom.
Серьезно повлияла на рынок и инициатива американского инвестора Metromedia International Group продать свои контрольные пакеты акций в альтернативных операторах «Комстар» и «Петерстар» (Петербург). Потенциальными покупателями компаний считаются несколько финансово—промышленных групп. Однако нынешние российские партнеры Metromedia в обеих телефонных компаниях вряд ли упустят возможность стать их единоличными владельцами. АФК «Система», несомненно, располагает необходимыми средствами для приобретения ценных бумаг «Комстара». А «Телекоминвест», сконцентрировавший ресурсы на «Мегафоне», по некоторым данным, намерен обрести контроль над «Петерстаром», вступив в союз с инвестором. При этом холдинг якобы рассматривает возможность партнерства как с зарубежной телекоммуникационной компанией (например, с Telia AB), так и с группой Михаила Ходорковского «Менатеп».
Главным итогом развития провайдерского бизнеса этого года стало удорожание услуг массового доступа в Инернет. Два крупнейших российских провайдера — Golden Telecom и «МТУ—Интел» — фактически повышают цены на оптовом рынке трафика. Компании теперь намерены брать с мелких провайдеров плату за передачу данных внутри России исходя из объема трафика, а не в виде фиксированных ежемесячных платежей. Ранее, летом этого года, такое же решение приняла «РТКомм.Ру», дочерняя компания «Ростелекома», национального оператора дальней связи. Теперь расходы мелких провайдеров на покупку трафика у оптовиков существенно возрастут. В результате этих действий ожидается общее повышение цен на российском рынке услуг доступа в Интернет — впервые за десять лет. Впрочем, у крупных операторов помимо естественного желания расширить клиентскую базу за счет более слабых конкурентов есть объективные причины отказаться от благотворительности. Во—первых, поправки к Закону о связи, которые готовит Министерство по связи и информатизации, исключают бартерные отношения между операторами. Во—вторых, расчеты, например, за международный трафик проводились с учетом его объемов, при этом обмен данными внутри России всегда растет куда быстрее (по данным Минсвязи, число пользователей Интернета к 2005 году вырастет в восемь раз, до 64 млн. человек), а себестоимость внутреннего трафика уже выше, чем международного. В—третьих, новых пользователей Интернета теперь приходится вербовать и за пределами крупных городов, а спутниковая связь, которую предполагается развивать в труднодоступных районах страны, в строительстве и эксплуатации обходится дороже. Как считают эксперты, в будущем году ожидается консолидация рынка интернет—провайдинга: грядут крупные объединения, а мелкие провайдеры прекратят свое существование.
Мобильная связь
«Инфобизнес» не так давно уже подробно писал об итогах развития сотового рынка России в уходящем году. Рынок мобильной связи прожил этот год под знаком региональной экспансии общенациональных операторов. Год начался с петербургского «прорыва» МТС. Компания вышла на петербургский рынок с беспрецедентно низкими тарифами (1 цент за минуту внутрисетевого разговора), которые даже сам вице—президент МТС Михаил Сусов недавно назвал «благотворительностью». За год МТС успела подключить к своей сети 700 тыс. абонентов, но после повышения тарифов на внутрисетевые звонки (до 5 центов за минуту разговора для старых абонентов и до 10 центов для новых) ожидается переход части клиентов, склонных к потребительскому патриотизму, в компанию «Мегафон».
Главным критерием успеха оператора при столь низких тарифах становится не количество привлеченных абонентов, а финансовые итоги компании за год. Наблюдатели считали, что столь крупные инвестиции в Северо—Западный регион при таких низких тарифах в Петербурге окажут негативное воздействие на финансовые результаты МТС в 2002 году и подорвут позиции всей компании. Однако, по словам генерального директора «Телеком XXI» («дочки» МТС в Петербурге) Андрея Румянцева, его фирма все же вышла на прибыль в этом году. Правда, точных цифр в компании не разглашают, и вопреки сложившейся в МТС традиции финансовые итоги за год подводиться не будут. Скорее всего, действительно в этом году получена небольшая прибыль, с объявлением о которой в силу незначительности цифр решили повременить.
Прибыльность подтверждает тот факт, что усредненный счет северо—западного абонента МТС в месяц оказался совсем не катастрофическим — 14 долларов. Известно, что в МТС были приятно удивлены этим показателем, поскольку ожидали гораздо худшего — примерно 10 долларов. На руку МТС сыграли «сотовый бум» (количество региональных пользователей увеличилось почти в два раза) и активная работа в регионах Северо—Запада, где не были заявлены сверхнизкие тарифы, а основной конкурент «Мегафон» оказался не столь силен, как в Петербурге. Стоит отметить, что МТС не ограничилась Северо—Западом России и активизировалась на рынке стран СНГ. В частности, МТС купила одного из крупнейших украинских сотовых операторов «Украинские мобильные системы».
Вслед за МТС в Петербурге появилась и компания «Вымпелком», которая ожидала получения лицензии на этот регион вот уже несколько лет. Перспективы оператора на новом рынке неоднозначны. Первые шаги оператора говорят о том, что охват региона нужен ему скорее для статусности, чем для освоения рынка. Недавние заявления руководства компании лишь подтвердили эту позицию. Как и предполагалось, ее сети начнут работать в регионе не ранее второго квартала 2003 года. К тому времени, по всем прогнозам, компании останется лишь незначительная часть рынка. Не позволяют делать оптимистичные прогнозы и заявленные инвестиционные планы компании. В следующем году «Вымпелком» планирует инвестировать в регион всего около 50 млн. долларов. Напомним, что начальные инвестиции МТС в Петербурге составили 120 млн. долларов.
В каком—то смысле «Вымпелком» в Петербурге оказался в том же положении, что и «Мегафон» в Москве. Филиал последней компании «Соник Дуо» начал работу в столице в этом году и пока не может похвастаться особыми успехами. За год коммерческой работы оператору удалось набрать более 230 тыс. абонентов. В то же время, по данным ACM Consulting, за период с 30 ноября 2001 года по 31 октября 2002 года МТС увеличила свою абонентскую базу на 788 тыс. человек, а «Вымпелком» — на 1 млн. 827 тыс. человек. Сейчас главная задача оператора — увеличение числа базовых станций в московском регионе. Только повышение качества связи позволит «Мегафону» более достойно конкурировать с московскими сотовыми ветеранами.
Главной интригой прошедшего года стало формирование сетей CDMA. Первая полноценная сотовая сеть формата CDMA заработает в Петербурге под брэндом SkyLink, который продвигает бывший MNT—оператор «Дельта Телеком». На первом этапе услуги будут адресованы не массовому рынку, а среднему классу и корпоративным клиентам. Компания предложит им цифровую телефонию и высокоскоростной доступ в Интернет. Столичный NMT—оператор «Московская сотовая связь» (МСС), который, как и «Дельта», построил опытную зону CDMA—450, пока даже не подал заявку на новую лицензию. В обозримом будущем стоит ожидать выдачи лицензий и всем остальным NMT—операторам России. Акционерами всех этих компаний является одна из трех структур — «Аккорд—Тел», RTDC и «Связьинвест». «Связьинвест» при этом в той или иной мере контролирует две первые структуры. Таким образом, владельцем всего российского CDMA—актива будет государственный холдинг.
Петр Биргер
с уважением, Nik.
Статьи по теме: